Столярное производство / Столярные изделия / Авторская мебель из дерева / Столяр-краснодеревщик / Статьи / Контакты

История стилей мебели

Правление Людовика XVI (1754-1793), избегавшего вычурной куртуазности, принесло большую строгость в отделке интерьеров и изготовлении мебели. Этот французский стиль, представляющий собой нечто среднее между рококо и классицизмом так и называется Луи Шестнадцатый (Луи Сез). Иногда его называют в честь королевы Марии-Антуанетты. Мебель приобретает более строгие, менее причудливые формы; корпусная мебель (шкафы-буфеты, бюро, секретеры) обретает легкость строго геометрических форм с широкими поверхностями красного дерева, подчеркивающимися бронзовой отделкой, избегающей пышности и стремящейся к античной простоте, нередко воспроизводящей древнегреческие и римские орнаменты. Во Франции в этом стиле работали мастера Ж. Жакоб, Ж. А. Ризенер, а также немецкий мебельщик Д. Рентген. Для европейских стран, где третье сословие играло гораздо более видную роль, чем во Франции, и вся жизнь не сосредотачивалась при дворе, например в Голландии или Англии, развивались иные стили меблировки. В Голландии в 17-18 веках изготовлялась практичная и удобная мебель для городских слоев (бюргеров). Широко распространились 2-х-створчатые шкафы с широком профилированным карнизом, столы с массивными точеными ножками кувшинообразного типа, стулья из точеных стоек и перекладин с высокой спинкой и трапециевидным сиденьем, часто обитым кожей. Похожая мебель, но с обильным скульптурным декором с 17 века изготовлялась и в Германии. В Англии такая рациональная мебель достигла своего расцвета благодаря мастеру Т.Чиппендейлу, давшему имя этому стилю. Рациональность форм такой мебели артистично сочеталась с легкостью линий и причудливым узором, вобравшим в себя черты готики, рококо и шинуазри. В Англии об этом времени говорят как о неоготике. Мебель английских мастеров второй половины 18 века Т. Шератона и Дж. Хеплуайта украшалась декором классицистского характера, но удобные легкие формы близки Чиппендейлу. В Соединенных Штатах Америки подражание чиппендейловской мебели и отделке породило собственный стиль, названный колониальным. В архитектуре конца 18 века преобладающим стилем являлся классицизм, в мебели привнесший четкость линий, соблюдение классических пропорций, отказ от прихотливых изгибов. Декор очень умерен, в нем преобладают римские и греческие мотивы. В Англии классицизм часто называют стилем эпохи Регентства, или Рэдженси (в 1811-20 годах принц Георг Уэльский был регентом). Правление Наполеона I в Европе принесло моду на стиль ампир (в мебели он был особенно популярен в первой четверти 19 века), который считается завершением эпохи классицизма. Для помещений, оформленных в стиле ампир, мебель играет решающую роль в пространственной организации интерьера. Благородная простота и конструктивная ясность форм, статичность которых всячески подчеркивается, создавая иллюзию незыблемости бытия и нерушимости империи, сочетается с декором, в котором мотивы древнеримского искусства сплетаются с древнеегипетскими, заново открытыми Европой после египетских походов Наполеона и опубликования монументального труда о египетских древностях с рисунками. Характерны крупные бронзовые рельефы в отделке. Также применялось резное золоченое дерево, особенно в России. В Австрии и Германии в 1810-40-х годах ампир сменился стилем бидермейер с его вниманием к домашнему уюту. Мебель стала изготовляться меньших размеров, менее статичная, вернулась мягкая обивка, монументальный декор был сведен к минимуму. В целом повсеместно в изготовлении мебели идет поворот в сторону более дешевых, простых в изготовлении предметов. В этой мебели часто нельзя проследить какой-то определенный стиль, мастера скорее подвержены моде (например, прямоугольные столы вытесняются круглыми и овальными), большую роль играет обивка, мебель становится эклектичной. Появляются псевдостили, ненужное украшательство. В Англии эпоха Регентства плавно переходит к георгианскому стилю, для которого типично окрашивание мебели в белый цвет. Позднейший викторианский стиль во многом перекликается с европейским бидермейером. Мебель утрачивает дворцовую исключительность, ее широкое распространение несовместимо с безупречным вкусом. Во второй половине 19 века развивается фабричное производство. Технологический прогресс (гнутье дерева, штамповка древесины) способствует появлению конструктивно простой, прочной и сравнительно дешевой мебели. Такой и стала «венская мебель», изобретенная на самом деле в Моравии (тогда в составе империи Габсбургов) фирмой «братья Тоне». Эта мебель по своей цене была доступна даже зажиточным крестьянам и вызвала настоящий взрыв массового производства. В целом, в конце 18 - первой половине 19 века были созданы формы и виды мебели, которые практически сохранились до сегодняшнего дня. Для мебели это классический период, стилям этого времени подражают и до сих пор, так как функциональное удобство сочетается в них с красотой отделки. Мебель французского барокко возникла на основе итальянских образцов. На королевскую мебельную фабрику был приглашен целый ряд итальянских мебельных мастеров. Художники, работавшие по мебели (Жан Лепотр и Блондель), выпустили альбомы с рисунками образцов мебели. Мебель в стиле Людовика XIV называют также мебелью стиля Буль, по имени основателя фирмы целого поколения придворных фабрикантов и мастеров Андре-Шарля Буль (1642-1732), который работал как один, так и с сыновьями. Едва ли не самыми модными предметами интерьера становятся комоды этого французского мастера. Эти комоды из чёрного дерева были достаточно просты по форме. Исключительно нарядными их делал декор - бронзовые фигурные накладки в виде рельефа, пальметок, имитирующих форму Солнца (так как мастер творил в эпоху "короля-Солнца" - Людовика XIV), масок. Ещё один вариант декора Буля - плоский набор в технике маркетри, при которой рисунок из различных материалов заключался в чёткие рамки геометрически правильной формы. По углам комодов иногда помещались бронзовые скульптурные накладки, изображающие кариатид и сфинксов. Симметрично расположенная орнаментика придавала произведениям мебельного искусства Буля, высоко ценившимся в Европе, оттенок благородной строгости. В целом вся его мебель проста по форме, но очень перегружена украшениями и инкрустацией, закрывающими собой всю плоскость дерева. Орнаментика делалась по мотивам античного Рима с пышными акантовыми завитками, изображениями военных трофеев, лавровых венков, мечей и т. п. Мебель в стиле Буль была распространена не только во Франции, но и в других странах на протяжении всего XVIII века. В XVII веке в обиходе появляется шезлонг - удлиненное кресло с откидной спинкой, удобное для лежания; кресло для стариков с полукруглыми выступами на спинке на уровне головы; диваны в виде трех скрепленных кресел с общей спинкой и сиденьем. Мебель обивают гобеленовой штучной тканью специально скомпонованного рисунка по форме сидений и спинок. Рисунки гобеленов состояли из сложных композиций цветов, птиц, растений, животных, атрибутов музыки, перевитых гирляндами и лентами. У стен больших залов и гостиных ставили консоли (особые столы) на двух ножках с зеркалом над ними. Консоли украшали сильно профилированными и прихотливо изогнутыми проножками и картушами. В начале XVIII века начали появляться письменные столы, комоды, бюро с выдвижными ящиками. После смерти Людовика XIV Франция управлялась его племянником Филиппом Орлеанским, принцем-регентом. Поэтому стиль позднего барокко называют "стилем регентства". Мебель этого стиля выглядит несколько менее помпезно, блеск приглушеннее, ножки мебели ниже, формы их изогнуты, сидения выдвинуты вперед.

Вернуться в раздел "Статьи"

 Copyright © 2007-2015. Столярное производство "Столярная мастерская". Адрес: г. Сходня, ул. Первомайская, д. 56; Тел.: (499) 517-90-17.
Карта сайта